Рис. 66 При снятии двигателя Т4 для слива охлаждающей жидкости отверните пробку (1), отсоедините шланги (2) или снимите крышку термостата (3)
♦ Ослабьте хомут крепления и отсоедините верхний шланг системы охлаждения от головки блока. Отсоедините этот же шланг от радиатора. Резиновые шланги закреплены либо пружинными, либо ленточными винтовыми хомутами.
♦ Выбейте с левой и с правой стороны штифты крепления радиатора и отсоедините пружинные соединители (см. по стрелке рис. 67). Затем снимите радиатор.
Рис. 67 Места крепления радиатора (елевой и правой стороны)
♦ Отсоедините разъемы электрических проводов от термовыключателя и электромотора вентилятора радиатора двигателя R4.
♦ Отсоедините электрический разъем, расположенный на задней части генератора.
♦ Отсоедините разъем от распределителя зажигания, отсоедините от штуцеров подающую и возвратную топливные трубки.
♦ Отсоедините тягу от рычага дроссельной заслонки, снимите кронштейн тяги заслонки.
♦ Не ослабляйте зажим на кронштейне.
♦ Отсоедините электрический провод от датчика давления масла 1.8 Бар (0.18 МПа).
♦ Для снятия двигателя Т4 отсоедините электрические провода от остальных электрических узлов и агрегатов и отсоедините вакуумные шланги с мест их подсоединения. Для облегчения последующей сборки перед разъединением пометьте встречные элементы.
♦ Отсоедините от крышки распределителя зажигания центральный высоковольтный провод.
♦ Отсоедините провод от датчика температуры, расположенного на головке блока цилиндров.
♦ Отсоедините провод от датчика давления масла 0.3 Бар (0.03 МПа).
♦ Выньте из корпуса коробки передач резиновую пробку (см. рис. 68), и стержнем (болт М8х22) заблокируйте рычаг выключения сцепления.
Рис. 68 Удалив пробку, заблокируйте стержнем рычаг выключения сцепления
♦ Снимите резиновый шланг, соединяющий штуцер насоса с радиатором.
♦ Под центр тяжести двигателя R4 установите домкрат (обязательно проложите доску между пятой домкрата и масляным картером) и слегка приподнимите двигатель, чтобы разгрузить опоры.
♦ Отверните все доступные снизу болты, соединяющие двигатель с коробкой передач.
♦ Демонтируйте заднюю опору двигателя.
♦ Проверьте, надежно ли стоит силовой агрегат на домкрате, и отверните правую опору двигателя, и кронштейн двигателя.
♦ Отверните все болты, крепящие сверху двигатель к коробке передач.
♦ Разъедините двигатель с коробкой передач, проследив, чтобы все время двигатель надежно опирался на домкрат. Помощник должен медленно опустить двигатель на домкрате. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы двигатель завис на первичном валу трансмиссии, так как это может вызвать повреждение вала или ведомого диска сцепления. Так как к двигателю подсоединяются различные устройства, необходимо внимательно проследить, чтобы двигатель не завис на каком-либо подсоединении (проводе, шланге). Для этого опускайте двигатель очень медленно, регулярно проверяя свободу периметра.
Установка
Двигатель R4 устанавливается в обратном порядке снятию двигателя Т4, при этом необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Перед установкой двигателя всегда проверяйте состояние выжимного подшипника. Опорную поверхность выжимного подшипника, а также шлицы первичного вала КПП необходимо слегка смазать консистентной смазкой. Направляющая втулка выжимного подшипника не смазывается.
♦ Проверьте, находятся ли на месте в корпусе двигателя обе направляющие втулки (см. рис. 69). Если их там нет, то они остались в корпусе коробки передач и их необходимо вынуть (в случае замены блока или коробки). Установите новые втулки во фланец корпуса двигателя.
Рис. 69 Отверстия, в которые необходимо установить направляющие втулки
♦ Смажьте промежуточную пластину в нескольких местах со стороны двигателя, осадите ее на направляющих втулках и прижмите к двигателю.
♦ Поднимите и вывесите двигатель в моторном отсеке автомобиля Транспортер Т4. Совместите ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач. Слегка поверните коленвал (за клиновой ремень) в одну и в другую сторону, чтобы совместились шлицы первичного вала со шлицевой поверхностью ступицы ведомого диска сцепления. Перед затяжкой болтов сильно прижмите двигатель к коробке передач, чтобы выбрать зазор между двумя фланцами.
♦ Установите и закрепите опоры подвески двигателя.
Моменты затяжки, Нм
Опора двигателя у подушки подвески.......65
Правая опора двигателя.....................50+90º
Двигатель к коробке передач
Болты М8...................................................20
Болты М10.................................................60
Болты М12.................................................80
Задняя опора двигателя у корпуса
двигателя ..................................................45
Задняя опора двигателя у коробки
передач.....................................................20
Защита картера силового агрегата...........20
♦ Заполните систему охлаждения жидкостью, предварительно открыв кран отопителя. Расширительный бачок заполните до отметки «МАХ», а затем заверните пробку бачка. Запустите двигатель R4 на короткое время для прокачки всей системы охлаждения. В конце еще раз снова проверьте уровень охлаждающей жидкости в компенсационном бачке и при необходимости доведите его до нормы.
♦ Подсоедините приемную выхлопную трубу к выпускному коллектору, как описано в соответствующем подразделе.
♦ При необходимости отрегулируйте опережение зажигания и частоту оборотов холостого хода.
♦ Проверьте установку фар и при необходимости отрегулируйте их.
Рис. 70 Маркировка шатуна и его крышки перед разборкой
♦ Снимите крышки коренных подшипников коленвала. Они обозначаются цифрами (№1 со стороны ременного шкива, № 5 со стороны маховика - см. рис. 73).
♦ Для разборки двигателя Т4 снимите зубчатое колесо привода промежуточного вала.
♦ Отвернув болты крепления, снимите фланец промежуточного вала. Выньте вал из двигателя. На рис. 71 показано устройство нижней части двигателя. Этим рисунком необходимо пользоваться во время разборки/сборки двигателя.
Рис. 71 Расположение коленчатого и промежуточного валов в блоке цилиндров
1 - болт крышки коренного подшипника, 2- крышка коренного подшипника, 3 - нижнее опорное полукольцо, 4 - коренной полувкладыш без масляного отверстия, 5 - коленвал, 6 - коренной полувкладыш с масляным отверстием, 7 - верхнее опорное полукольцо, 8 - болт, 10 Нм, 9 - промежуточный вал, 10 - сальник, 11 - болт, 25 Нм, 12 - фланец промежуточного вала, 13 - передний сальник коленвала, 14 - болт, 20 Нм, 15 - фланец переднего сальника. 16 - прокладка, 17 - полувкладыш с масляным отверстием, 18 - полувкладыш без масляного отверстия
Сборка двигателя Транспортер Т4
Сборка двигателя проводится в обратном к разборке двигателя Т4 порядке.
Все вращающиеся и перемещающиеся детали покройте тонким слоем масла. Особенно важно перед сборкой обильно смазать моторным маслом поверхности поршней, поршневых колец и стенки цилиндров.
Установка виброгасителя и ременного шкива на шестерню зубчатого ремня возможна только в одном положении, т.к. отверстия несимметричны.
Резьбовую поверхность центрального болта виброгасителя и прилегающую поверхность головки при сборке необходимо покрыть средством для стопорения. Вследствие большого крутящего момента автомобиль при затяжке винта должна стоять на колесах.
При отвинчивании и затяжке рекомендуется использовать приспособление VW-3248-A.
Технические характеристики Фольксваген Т4. Описание двигателя R4.
]]>Рис. 72 Очередность затяжки болтов крепления головки блока
Разборка головки блока цилиндров Т4
♦ Снимите все оборудование и отсоедините все провода и шланги с головки блока цилиндров.
♦ Установите головку блока в тисках при помощи кронштейна, закрепленного на шпильках выпускного коллектора.
♦ Отвинчивайте поэтапно и крест-накрест крышки подшипников номер 1,3,5 (см. рис. 73), а затем снимите их.
Рис. 73 Нумерация крышек подшипников коленвала
♦ Гайки крышек 2 и 4 ослабляйте поэтапно крест накрест по два оборота, а затем удалите крышки. Снимите клапан отвода масла и крышки опор распредвала. В крышке №1 находится сальник, который рекомендуется заменить.
♦ Выньте толкатели. Их нельзя менять местами и, поэтому, необходимо пометить рисками на внутренней стороне (см. рис. 74). Нумерацию начинайте со стороны привода газораспределения. Снятые толкатели нельзя класть на бок. Ставьте их рабочей поверхностью (контакта с клапаном) вниз, чтобы масло оставалось внутри. Рекомендованное приспособление для снятия и установки клапанов имеет № 2037. Это приспособление устанавливается на головке блока цилиндров (см. рис. 75), и служит для сжатия клапанных пружин при рассухаривании клапанов. Плунжер приспособления должен иметь наружный диаметр немного меньше, чем диаметр отверстия для толкателя, так как в противном случае нельзя будет сжать пружину клапана. Сжимайте пружины ровно настолько, чтобы можно было вынуть сухари.
Рис. 74 Маркировка толкателей клапанов после демонтажа из головки блока
Рис. 75 Демонтаж клапанов с помощью специального приспособления фирмы VW
♦ Снимите верхнюю тарелку и пружины.
♦ Снимите маслосъемный колпачок, он одноразовый и подлежит обязательной замене, выньте нижнюю тарелку пружин, используя для этого приспособление 3047 (см. рис. 76). Можно также воспользоваться щипцами для внутренних стопорных колец.
Рис. 76 Снятие нижней тарелки пружины при помощи специального приспособления
Характеристики двигателя Фольксваген Т4. Технические характеристики Transporter.
]]>Рис. 77 Проверка зазора стержня клапана в направляющей
♦ Перед тем как приступить к замене направляющих проверьте общее состояние головки блока цилиндров. Головка блока с небольшими трещинами между седлами клапанов или между гнездом клапана и резьбовым отверстием свечи зажигания могут в дальнейшем использоваться после соответствующей обработки. При этом ширина трещин не должна превышать 0,5 мм. После подрезки посадочной поверхности размер «а» (см. рис. 78) должен составлять не менее 132,6 мм.
Рис. 78 Измерение высоты головки
♦ Для замены выбейте старую направляющую со стороны камеры сгорания при помощи ступенчатого стержня. Чтобы облегчить работу можно подогреть головку блока цилиндров.
♦ Если возникла необходимость замены направляющих, то необходимо также заменить клапана.
♦ Тщательно смажьте моторным маслом новые направляющие и запрессуйте их в головку блока со стороны распредвала. Перед установкой головку блока не нагревайте.
♦ После установки разверните отверстия направляющих специальной разверткой № 10-215. Если у Вас нет такой развертки, можно воспользоваться регулируемой разверткой.
♦ Отверстия направляющих под выпускные и впускные клапаны разверните на один и тот же размер 8,0 мм. После замены направляющих также необходимо профрезеровать седла клапанов.
Седла клапанов
♦ Проверьте состояние седел клапанов, отсутствие износа, трещин и раковин. Небольшие следы износа можно удалить конической фрезой с углом 45º. Если рабочая фаска седел изношена значительно больше, то седла необходимо обработать заново. Углы и размеры, которые надо получить в результате обработки приводятся на рис. 79 и 80 и в таблице №1. Необходимо сохранить требуемые параметры седел клапанов.
Рис. 79 Размеры седла впускного клапана
а - диаметр рабочей фаски седла впускного клапана, в - максимальный размер обработки, с = 2 мм - ширина рабочей фаски седла клапана, Z - нижний край головки блока
Рис. 80 Размеры седла выпускного клапана
а - диаметр рабочей фаски выпускного клапана, в - максимальный размер обработки, с = 2,4 мм - ширина рабочей фаски седла клапана, Z - нижний край головки блока
Минимальное расстояние составляет для впускных клапанов 33,8 мм, для выпускных 34,1 мм. После вычитания величины минимального расстояния от измеренной величины, Вы получите максимально допустимый размер обработки, обозначенной на рис. 79 и 80 буквой «в».
После установки новых направляющих необходима обработка седел клапанов.
♦ Фрезеруйте угол 45º, а затем фрезой 30º слегка обработайте верхние кромки седла, чтобы уменьшить ширину рабочей фаски седла впускного клапана до 2,0 мм и выпускного клапана до 2,4 мм. Обработку заканчивайте после достижения рабочей ширины фаски.
Рис. 81 Измерение расстояния между торцом стержня клапана и верхней кромкой головки блока (размер «А»)
♦ После фрезерования седла надо притереть клапана. Для этого нанесите на рабочую фаску седла небольшое количество абразивной пасты, ставьте клапан в направляющую и вращайте клапана, при помощи присоски прижав их к седлу (рис. 82). Притирку клапанов заканчивают, когда образуется на седле и клапане равномерное по ширине, непрерывное матовое кольцо, которое хорошо видно на обеих деталях.
Рис. 82 Притирка клапана
♦ По всему контуру рабочей фаски тарелки клапана начертите карандашом ряд черточек на расстоянии около 1 мм друг от друга, а затем опустите клапан в седло, прижмите и поверните на 90º.
♦ Выньте клапан и проверьте, стерлись ли следы карандаша. Проверьте размеры рабочей фаски. Если размеры соответствуют требованиям, можно приступать к сборке головки блока.
♦ Измерьте указанные на рис. 83 размеры клапанов. Все клапана с размерами, несоответствующими требованиям, замените.
Рис. 83 Главные размеры клапана
а - диаметр тарелки клапана, в - диаметр стержня клапана, с - длина клапана
♦ Обратите внимание на различие размеров клапанов для отдельных двигателей.
♦ Если штоки клапанов имеют следы износа, их можно прошлифовать. Тарелки впускных клапанов можно шлифовать при условии, что после шлифования размер «Ь», указанный на рис. 84 будет не меньше 0,5 мм. Шлифование тарелок выпускных клапанов недопустимо. Их можно только притирать или заменять.
Головка блока
Рис. 84 Размеры тарелки клапана а = 45º, а - макс. 3,5 мм, в - мин. 0,5 мм
♦ Проверьте состояние и кривизну посадочной поверхности головки блока. Для этого измерьте щупом величину зазора между линейкой и поверхностью головки блока (см. рис. 85). Линейку располагайте вдоль, поперек и по диагонали. Если зазор менее 0,1 мм, головку блока можно использовать, а если зазор больше, то головку блока необходимо заменить.
Рис. 85 Проверка посадочной поверхности головки блока
Распределительный вал
Все распредвалы маркируются (см. по стрелке рис. 86) для облегчения сборки двигателя. В месте (А) выбита буква, а в месте (В) - цифра. Покупая новый распредвал удобно иметь с собой старый распредвал или хотя бы списать со старого вала маркировку. Только зная код модели автомобиля Фольксваген Транспортер Т4 и номер двигателя, продавец может правильно подобрать необходимый Вам распредвал.
Рис. 86 Места маркировки распредвала
♦ Уложите распредвал крайними шейками на призмы или закрепите в центрах токарного станка (см. рис. 87) и приставьте к центральной шейке ножку индикатора. Медленно вращая вал, снимите показания индикатора. Если полученная величина (биение) больше 0,1 мм, распредвал считается погнутым и его необходимо заменить, т.к. рихтовка (правка) не предусмотрены. Проверьте отсутствие на подшипниковых шейках распредвала видимых повреждений или следов износа.
Рис. 87 Проверка биения распредвала (в центрах токарного станка)
♦ Для проверки зазора в подшипниках распредвала используйте метод пластиковых проволочек фирмы «Plastigage». Проверку производите после удаления толкателей.
♦ Очистите поверхности вкладышей, а также подшипниковые шейки вала и уложите вал на место. Поперек шеек вала положите кусочки проволочки "Plastigage" и установите соответствующие крышки опор. Гайки, крепящие крышки затягивайте равномерно, начиная от середины наружу до достижения момента затяжки 6 Нм, а затем еще дополнительно затяните на 90º. При этом распредвал вращать нельзя.
♦ Снимите крышки подшипников, ослабляя Их крепеж в обратном порядке. Сравните ширину раздавленной проволочки с шаблонной линейкой. Если зазор больше 0,10 мм, это значит что распредвал, или распредвал и головку блока, необходимо заменить.
♦ Для проверки осевого зазора уложите распредвал в постель головки блока (без толкателей) и закрепите переднюю и заднюю крышки. Установите головку блока на плоской поверхности. Приставьте наконечник индикатора к торцу вала (см. рис. 88) и подвигайте вал вдоль оси до упора в одну и другую сторону. Измеренный зазор не должен превышать 0,15 мм.
Рис. 88 Измерение осевого зазора распредвала
Описание двигателя Т4. Технические характеристики Транспортер Т4.
]]>Рис. 89 Приспособление для установки маслосъемных колпачков
♦ Установите наружные и внутренние пружины на место и закрепите верхние тарелки на штоках клапанов.
♦ Обильно смажьте моторным маслом толкатели, установите их в отверстия в соответствии с ранее нанесенными метками на внутренних стенках (если используете старые) и закрепите верхние тарелки на штоках клапанов.
♦ Тщательно смажьте моторным маслом шейки распредвала.
♦ Уложите распредвал на опоры головки, и несколько раз проверните его, установив оба кулачка первого цилиндра выступами вниз.
♦ Наложите крышки подшипников номер 1, 3, 5 (см. рис. 90) и от руки закрутите гайки. Так как крышки подшипников несимметричны, проверьте правильность их установки.
Рис. 90 Нумерация крышек распредвала
♦ Затяните поэтапно и крест-накрест гайки установленных крышек до достижения момента затяжки 20 Нм. Проверьте правильность посадки крышки на поверхности головки блока.
♦ Для вывинчивания и затяжки болтов используйте приспособление VW-3236.
♦ Установите крышки подшипников номер 2 и 4. Затяните гайки «крест-накрест» до достижения момента затяжки 20 Нм.
♦ Осмотрите сальник распредвала и установите, с какой стороны находится пружина.
♦ Направьте сальник пружиной внутрь головки блока. Смажьте уплотнительную кромку сальника и посадочную поверхность распредвала Volkswagen Transporter T4. Приставьте сальник к гнезду и забейте его на место. Для установки сальника используйте отрезок трубы диаметром чуть меньше наружного диаметра сальника.
♦ Сальник устанавливайте вровень с наружной поверхностью головки.
Рис. 91 Проверка осевого зазора коленвала
♦ Установите на распредвал зубчатый шкив и шайбу и затяните болт крепления рекомендованным моментом затяжки. Заблокируйте шкив распредвала и затяните болт моментом затяжки 80 Нм.
♦ Установите впускной и выпускной коллекторы (заменив их прокладки).
Технические характеристики Фольксваген Транспортер Т4. Легкий запуск Т4.
]]>Рис. 92 Места установки направляющих стержней
♦ Установите головку на блок цилиндров и обстучите ее резиновым или пластмассовым молотком.
♦ Вставьте и заверните от руки 8 болтов крепления головки блока. Выверните отверткой обе монтажных направляющих шпильки и вверните на их места болты крепления головки блока.
♦ В очередности, указанной на рис. 92, затяните болты крепления головки блока методом, описанным ниже. Следует еще раз напомнить, что для затяжки болтов можно использовать только многогранный ключ, похожий на ключ для болтов с шестигранным гнездом, так как в противном случае головки болтов могут быть повреждены:
- все болты затяните моментом затяжки 40 Нм в очередности, показанной на рис. 92,
- все болты затяните в той же очередности моментом затяжки 60 Нм.
♦ В указанной выше последовательности затяните каждый болт точно на пол-оборота (или два раза по четверть оборота).
♦ Установите на место ремень привода и отрегулируйте фазы газораспределения.
♦ Разместите на головке блока полукруглую прокладку, а с другой стороны полукруглое уплотнительное кольцо. Обе части приклейте на смазку к поверхности головки блока.
♦ Установите клапанную крышку, с левой и с правой стороны крышки осадите на шпильках прокладки и поэтапно и крест-накрест затяните гайки моментом затяжки 10 Нм.
♦ Все остальные сборочные работы выполняйте в обратной последовательности.
Проверка гидравлических толкателей
Неправильное обращение с гидравлическими толкателями может привести к повреждению двигателя, поэтому следует соблюдать приведенные ниже указания.
Во время хранения толкатели необходимо устанавливать вертикально (не класть на бок) рабочей поверхностью вниз.
Толкатели всегда заменяйте комплектом, так как они не подлежат ремонту и регулировке.
Устройство толкателя показано на рис. 93.
Рис. 93 Устройство гидравлического толкателя
При работающем двигателе тарельчатый толкатель (1) разгружается, когда кулачок (2) распредвала направлен вверх.
Пружина (d) отжимает при этом чашку (3) к торцу клапана, а верхний плунжер (а) прижимает тарельчатый толкатель к распредвалу. В этом положении моторное масло через выемку (е) попадает в рабочий объем (с) или вытекать из него. Как только тарельчатый толкатель оказывается под давлением кулачка распредвала, шариковый клапан (в) закрывается, и моторное масло, оказавшееся в замкнутом пространстве, ведет себя как твердое тело, т.к. практически не сжимается. Таким образом, расстояние при каждом обороте распредвала компенсирует изменение размеров в приводе клапанов.
По конструкции гидравлические толкатели разных автомобилей отличаются мало, отличия в основном ограничены наличием и расположением канавки для подачи масла и отсутствием/наличием регулировочных шайб.
Шумная работа клапанов во время запуска двигателя - нормальное явление. Но если работа клапанов кажется Вам слишком шумной, проверьте толкатели следующим образом:
♦ Запустите двигатель и дайте ему прогреться (включится вентилятор радиатора).
♦ Приблизительно на 2 мин. увеличьте частоту вращения коленвала до 2500 об/мин.
♦ Если работа толкателей по-прежнему слишком шумная, то можно установить, какой из толкателей поврежден (не “держит” давление масла) следующим образом. Сняв клапанную крышку, проверните распредвал так, чтобы верхушка кулачка проверяемого толкателя была направлена вверх.
♦ Деревянным или пластмассовым клином надавите толкатель вниз (см. рис. 94), если зазор между толкателем и кулачком будет больше 0,1 мм, еще до того как начнет открываться клапан, то толкатель необходимо заменить. После установки новых толкателей двигатель нельзя запускать в течение 30 минут с момента окончания сборки, в противном случае клапана могут удариться о поршни.
Рис. 94 Проверка гидравлических толкателей
Двигатель Фольксваген Транспортер. VW Transporter технические характеристики.
]]>Рис. 95 Специальное приспособление для снятия сальника распредвала
♦ Коническую, резьбовую часть головки приспособления смажьте моторным маслом, наложите на распредвал и затолкните под сальник. Затем, равномерно прижав приспособление к сальнику, вверните его при помощи ручки в сальник (рис. 96) до упора в распредвал.
Рис. 96 Приспособление для замены сальника распредвала
♦ Ослабьте болт с насечкой (В, рис. 95) и вращайте часть (А) приспособления до тех пор, пока сальник не будет демонтирован из своего отверстия.
♦ Закрепите приспособление в тисках и снимите с него щипцами сальник.
♦ У нового сальника перед установкой смажьте уплотнительные кромки, а также его наружную поверхность и приставьте сальник прямо к посадочному отверстию (пружиной в середину). Сальник распредвала можно установить так же, как и передний сальник коленвала.
Ремонт двигателя Т4. Конструкция и технические характеристики Volkswagen Transporter T4.
]]>Рис. 97 Маркировка поршней перед демонтажем
Рис. 98 Маркировка (см. по стрелке) шатуна и его крышки
♦ Снимите крышку нижней головки шатуна и вкладыш, а поршень с шатуном выбейте рукояткой молотка вверх. При необходимости удалите шабером буртик неизношенной части гильзы в верхней части отверстий цилиндров. По высоте буртика можно примерно судить о степени износа двигателя.
♦ Поршень с шатуном Т4 устанавливайте в двигатель так, чтобы оба прилива (см. рис. 99) были направлены в сторону ременного шкива коленвала. Полувкладыши метят нитрокраской на тыльной стороне в соответствии с номером шатуна. Следует также пометить, какой из них верхний, а какой - нижний.
Рис. 99 Приливы на шатуне и его крышке со стороны ременного шкива коленвала
О возможности повторного использования старых поршней можно судить только после осмотра и проверки цилиндров блока (см. ниже). Если необходима расточка цилиндров в ремонтный размер, то старые поршни Вам больше не понадобятся.
Если цилиндры растачивать не придется, то замеряют диаметры поршня (см. ниже) и определяют зазор между поршнем и цилиндром. Далее следует определить износ поршневых канавок (см. ниже). Если поршень годен в обоих случаях (по зазору в цилиндре и по зазору колец в канавках), то, возможно, его дальнейшее использование. В остальных случаях, в зависимости от индивидуальных обстоятельств и доступности запасных частей, меняют либо все, либо только некоторые поршни.
Если поршни будут заменены, то сразу же после разборки измерьте длину поршневого пальца. Номинально поршневой палец имеет длину 57 мм. Новый поршень должен быть того же исполнения.
Поршни Т4 различаются между собой глубиной камеры сгорания в донышке поршня (рис. 100). Например, если Вы собираетесь установить поршни, бывшие в употреблении, необходимо измерить размер «в». Это так называемая высота сжатия, которая для каждого двигателя различна. Новые поршни должны иметь такую же высоту сжатия, как и ранее установленные. Также имеет место различие в высоте камеры сгорания в поршне «а». Эта высота не во всех двигателях одинакова.
Рис. 100 Устройство поршня
Перед заменой измерьте размеры «а» и «в»
Поршни необходимо разбирать следующим образом:
♦ Удалите пружинные стопорные кольца и вытолкните поршневые пальцы. Углубление на краю отверстия для поршневого пальца позволяет снять стопорное кольцо, как это показано на рис. 101.
Рис. 101 Демонтаж стопорного кольца с поршневого пальца
♦ Воспользовавшись специальным приспособлением (см. рис. 102), снимите по очереди поршневые кольца со стороны донышка поршня Транспортер Т4. Если кольца будут использоваться снова, чего мы не рекомендовали бы, то их необходимо соответственно пометить. Если нет возможности воспользоваться специальным приспособлением для снятия поршневых колец, их можно снять, как показано на рис. 103. Под кольца надо вставить три металлические полоски. Одну полосу обязательно поместите под концы кольца - это защитит поршень от возможных царапин.
Рис. 102 Демонтаж поршневых колец при помощи специального инструмента
Рис. 103 Использование плоских стальных полос для установки поршневых колец
]]>Рис. 104 Измерение диаметра цилиндра
Рис. 105 Схема измерения диаметра цилиндра
Измерения производите в продольном и поперечном направлениях на расстоянии 10 мм от верхнего и нижнего краев и в середине хода поршня. Всего Вам необходимо выполнить шесть измерений для каждого цилиндра. Сравните измеренные величины с величинами, приведенными в таблице 1. Максимальное отклонение от номинальных величин составляет 0,08 мм. Ремонтные размеры также собраны в этой таблице. Если хотя бы один цилиндр изношен более допустимого, то все цилиндры перетачивают в ближайший ремонтный размер. В этом случае все поршни, поршневые кольца, пальцы также подлежат замене.
Размер расточки цилиндра вычисляется следующим образом: измерьте диаметр нового поршня на расстоянии 10 мм (двигатели VR6 - 6 мм) от нижнего края юбки в плоскости перпендикулярной к оси отверстия поршневого пальца (см. рис. 106). К этому размеру добавьте рабочий зазор поршня в цилиндре 0,05 мм и отнимите величину на окончательное хонингование - 0,02 мм.
Рис. 106 Измерение диаметра поршня
Для проверки зазора поршня в цилиндре измерьте диаметры поршней и цилиндров вышеописанными способами и рассчитайте для каждого отдельного цилиндра величину зазора. Если полученные величины больше 0,08 мм, Вам придется купить поршни номинального диаметра, т. к. как достигнута величина предельного износа поршня.
Поршень на Т4 Транспортер. Разборка двигателя Т4.
]]>Рис. 107 Измерение осевого зазора поршневого кольца в канавках поршня
♦ Вставьте по очереди поршневые кольца в соответствующий цилиндр со стороны коленвала. Вставленное кольцо продвиньте перевернутым поршнем приблизительно на 15 мм вниз, чтобы оно установилось перпендикулярно к оси цилиндра.
♦ Измерьте щупом зазор замка кольца (см. рис. 108). Зазор замка компрессионных колец должен составлять 0,3-0,45 мм. Если в рабочем (по диаметру) цилиндре зазор замка старого кольца больше предельно допустимого, то кольцо подлежит замене. Пределом износа для всех колец является 1,0 мм. У новых колец зазор замка также подлежит замеру. Если зазор меньше допустимого, то его следует увеличить, подпилив торцы кольца.
Рис. 108 Измерение зазора замка поршневого кольца в цилиндре
♦ Проверьте степень износа поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов.
♦ Если хотя бы один из шатунов поврежден (изогнут, повреждена поверхность при провороте вкладыша и т. д.), необходимо заменить все шатуны.
♦ Всегда заменяйте гайки болтов шатунов.
♦ Проверьте на специальном приспособлении, не деформированы ли шатуны (см. рис. 109).
Рис. 109 Проверка шатуна на специальном приспособлении
♦ Проверьте, не повреждены ли болты шатуна и при необходимости замените их.
Измерение зазора между шатунной шейкой и вкладышем нижней головки шатуна
Эта операция описана выше. Проверка этого зазора проводится также как и между коренной шейкой и вкладышем коленвала.