Таблица 17
Плотность электролита
О состоянии аккумулятора Транспортер Т4 можно судить по косвенным признакам: затрудненный пуск, слабое свечение фар и т.д. свидетельствуют о неработоспособности (разряженности) аккумулятора. Для проверки аккумулятора необходима специальная нагрузочная вилка с вольтметром. Без нагрузки напряжение на клеммах рабочего аккумулятора должно быть в пределах 12,5-13,5 В. Под нагрузкой это напряжение падает, чем меньше это падение - тем мощнее аккумулятор. Аккумулятор считается годным для работы в стартерном режиме, если напряжение на его клеммах под нагрузкой превышает 9 В. Косвенно о состоянии (степени зарядки) аккумулятора можно судить по изменению плотности электролита. Плотность электролита измеряется ареометром. Если плотность электролита после зарядки или при проверке (см. рис. 499) составляет 1,28 г/см3 - аккумулятор заряжен полностью, если перед зарядкой или при проверке плотность - 1,12 г/см3 - аккумулятор полностью разряжен. Промежуточные значения указывают на частичную степень зарядки/ разрядки. Следует однако упомянуть, что даже если в "умершую” батарею залить электролит плотностью 1.3, то на его работоспособности это никак не скажется - работать не будет. При регулярно возникающей необходимости в до-зарядке аккумулятора необходимо проверить систему зарядки, как описано ниже. Эксплуатация автомобиля с разряженным аккумулятором значительно снижает срок службы последнего.
Рис. 499 Проверка плотности электролита аккумулятора
1 - пипетка с ареометром, 2 - аккумулятор
Зарядка аккумулятора Т4
Для зарядки аккумулятора рекомендуется применять зарядное устройство заводского изготовления. Зарядку можно производить любым по величине током, но не более 0,1 от емкости аккумуляторной батареи. Причем, чем меньше ток - тем дольше идет зарядка, но и тем меньше износ (разрушение) пластин аккумулятора. Аккумулятор полностью заряжен, если идет бурное выделение газов из электролита (аккумулятор - "кипит”). После зарядки дайте аккумулятору постоять пару часов и проверьте плотность электролита во всех банках. При отличии плотностей между банками более 0,15 необходимо произвести дополнительную зарядку (проработку) аккумулятора током 1-1,5 А в течение 3-4 часов для выравнивания плотности.
Рис. 500 Демонтаж генератора Т4 - дизель 1.9 выпуск с октября 1992 г.
Рис. 501 Генератор Valeo
Генератор устанавливается в обратной последовательности. Наденьте клиновой ремень на ременные шкивы и затяните болт блокирующий пластину натяжителя. Проверьте натяжение клинового ремня и при необходимости отрегулируйте его (это описание относится ко всем типам двигателя).
Для снятия кронштейна генератора (4) (см. рис. 502) следует предварительно слить охлаждающую жидкость.
Рис. 502 Крепление генератора VW T4 в бензиновом двигателе - генератор Bosch
1 - клиновой ремень, 2 - болт типа “TORX”, 3 - распорная втулка, 4 - кронштейн генератора, 5 -шайба, 6, 7 - болт, 8 - шпилька, 9 - генератор, 10 - вентилятор, И - ременный шкив, 12 - гайка, 50Нм, 13, 19, 22 - шайба, 14, 18 - болт, 35 Нм, 15 - гайка для регулировки натяжения клинового ремня, 16 - планка натяжителя, 17 - кронштейн, 20 - болт, 20 Нм, 21 - распорная шайба
Регулировка натяжения клинового ремня
Необходимость регулировки напряжения ремня появляется после снятия генератора, а также если клиновой ремень растянулся и его натяжение уменьшилось.
Через 100 км пробега после установки нового клинового ремня необходимо проверить
его натяжение, так как в начале ремень всегда немного растягивается. Если Вы услышали характерный шум в районе клинового ремня, обязательно проверьте натяжение и при необходимости приведите его в норму.
Ремонт генератора Bosch
Разборка
Типовой генератор Т4 фирмы Bosch показан на рис. 503.
Рис. 503 Генератор Bosch
1 - гайка, 50Нм, 2 - шайба, 3 - ременный шкив, 4 - распорная шайба, 5 - шайба, 6 - вентилятор, 7, 8, 17, 24, 32 - болты, 9 - передняя крышка, 10 - передний подшипник, 11 - прижимная пластина подшипника, 12 - распорное кольцо, 13 - шпонка, 14 - якорь, 15 - задний подшипник, 16 - статор, 18 -плата с диодами, 19 - изоляционная пластмассовая шайба, 20 - смазочная пластмассовая шайба, 21 - задняя крышка, 22 - регулятор напряжения, 23 - изоляционная пластмассовая шайба, 25 - шайба, 26 - пружинная шайба, 27 - шайба, 28 - гайка контакта «D+», 29 - пружинная шайба, 30 - гайка, 16 Нм, 31 - конденсатор
♦ Отверните гайку ротора и снимите приводной шкив, крыльчатку и распорную шайбу. Вал
генератора можно придерживать во время ослабления гайки при помощи старого клинового ремня, как это показано на рис. 504. Для снятия ременного шкива может быть необходим двух- или трехлапый съемник. Диаметр шкива различен у различных двигателей.
Рис. 504 Ослабление гайки крепления шкива генератора Фольксваген Т4
♦ Выньте из вала шпонку.
♦ Отверните регулятор вместе со щеткодержателем и выньте его.
♦ Пометьте положение передней крышки относительно задней и вывинтите из задней крышки обе шпильки соединяющие панели генератора. Отсоедините от корпуса переднюю крышку, слегка подстукивая ее при необходимости резиновым молотком.
♦ Ротор генератора удалите из крышки при помощи пресса или съемника (см. рис. 505). Если во время демонтажа крышка подшипников не будет зафиксирована на прижимной пластине, то болты, крепящие пластину, могут быть вырваны. Если необходимо вынуть подшипник из передней крышки, выверните болты, крепящие прижимную пластину, и удалите подшипник, прикладывая силу равномерно вдоль оси посадочного отверстия подшипника.
Рис. 505 Снятие с якоря передней крышки
♦ Со стороны контактных колец снимите с якоря подшипник. Если для этого Вы используете съемник, то его лапы следует заводить за внутреннее кольцо.
♦ Отпаяйте от стартера плату с диодами (выпрямительный мост). При этом для отвода тепла рекомендуется держать провода щипцами между стартером и местом пайки. Диоды нельзя перегревать.
Проверка угольных щеток и щеткодержателей
Проверьте, хорошо ли щетки прилегают к контактным кольцам, а также свободно ли щетки перемещаются в щеткодержателе. При необходимости очистите щеткодержатель растворителем.
Если щетки выступают из щеткодержателя на 5,0 мм и менее, то их следует заменить (см. рис. 506). Один провод прибора приставьте к контактному кольцу, а другой к выступу (полюсу) якоря. Если прибор покажет разрыв цепи, замените якорь.
Рис. 506 Выступание щеток, из щеткодержателя должно быть не менее 5,0 мм
Проверка ротора (якоря)
Если контактные кольца имеют грязную поверхность, протрите их тряпкой смоченной растворителем. Возможные царапины заполируйте самой мелкой наждачной бумагой. Изоляция якоря проверяется омметром.
Рис. 507 Проверка обмотки генератора Транспортер Т4
Для того чтобы проверить, нет ли обрывов, приложите оба щупа к контактным кольцам, как это показано на рис. 508. Показание омметра должно находиться в диапазоне 2,8 - 3,0 Ом. Если прибор показывает «бесконечность», то в контуре имеется обрыв. Если же сопротивление “ноль”, то в контуре короткое замыкание. В обоих случаях якорь генератора Транспортер Т4 следует заменить.
Рис. 508 Проверка обмоток якоря
Проверка статора
В случае короткого замыкания на массу повреждение определить очень легко из-за сильного перегрева. В иных случаях проверьте омметром сопротивление, прикладывая один конец к кольцам из магнитных листов, а второй - по очереди к четырем концам обмотки статора (см. рис. 509). Для того, чтобы проверить нет ли обрыва в обмотках статора, проверьте по очереди четыре провода его обмотки. Если прибор ничего не показывает, то в контуре - обрыв цепи. Сопротивление отдельных обмоток должно составлять 0,10-0,11 Ом.
Рис. 509 Проверка на обрыв обмоток статора
Сборка генератора Т4
Сборка производится в обратной к разборке последовательности.
Ремонт генератора Valeo
На рис. 511 показано устройство генератора. Пользуясь этим рисунком, генератор можно также и демонтировать.
Проверка генератора Valeo проводится аналогично проверке генератора Bosch при этом следует соблюдать следующие условия:
Во время проверки на короткое замыкание обмоток статора один провод омметра надо приставить к кольцу из магнитоводов (1, рис. 510), а второй - по очереди к концам трех проводов (2), (3) и (4).
Рис. 510 Проверка на короткое замыкание
Для проверки на отсутствие обрывов в обмотках статора, проверьте по очереди три провода статора (рис. 511) Если прибор ничего не показывает, то имеет место обрыв. Сопротивление в контуре должно составлять 0,10-0,11 Ом.
Рис. 511 Генератор Valeo (65А) Volkswagen Transporter T4
1 - гайка, 40 Нм, 2, 5, 7 - шайбы, 3 - ременный шкив, 4 - распорная втулка, 6 - вентилятор, 8, 12 - распорные кольца, 9 - передняя крышка, 10 - передний подшипник, 11 - прижЪмная пластина подшипника, 13 - шпонка, 14 - ротор (якорь), 15 - задний подшипник, 16 - статор, 17 - металлическое кольцо, 18 - пластмассовая втулка, 19 - задняя крышка, 20 - закрывающая крышка, 21 - пластина с диодами, 22 - регулятор напряжения, 23 - шпилька, 24 - конденсатор
Рис. 512 Проверка обмоток статора на обрыв
Рис. 513 Щетки должны выступать из щеткодержателя не менее 5,0 мм
Проверка стартера VW T4
Для проверки стартера необходимо соединить клемму «30» (большая клемма) и «50» (клемма направо от большой) медным проводом с сечением не менее 4 мм2 (сварочный провод).
Если при этом стартер хорошо работает, проверьте провод к стартеру от аккумулятора. Если стартер не входит в зубчатое зацепление с маховиком, стартер необходимо снять и проверить.
Снятие и установка стартера Транспортер Т4
♦ Снимите клеммы с аккумулятора.
♦ Поднимите на подставки переднюю часть автомобиля.
♦ Отсоедините жгуты проводов от генератора и замка зажигания. После установки стартера закрепите их на место.
♦ Выньте оба разъема (черный и белый) (см. рис. 514), отсоедините провод контакта «D+» генератора и провод к “плюсу" аккумулятора (этот контакт стартера показан на рис. 514 с правой стороны).
Рис. 514 Контакты стартера
♦ Отверните гайки и болты крепящие стартер Т4.
♦ Выньте стартер.
♦ Устанавливается стартер в обратной последовательности .
Разборка и сборка стартера Фольксваген Т4
На рис. 515 показано устройство типового стартера фирмы Bosch с промежуточным подшипниковым диском, устанавливаемый в автомобилях VW Т4.
Рис. 515 Стартер Т4
1 - втулка стартера, 2 - болт, 3 - передняя крышка, 4 - мелкие детали., 5 - втягивающее реле, 6 - пружинная шайба, 7, 17, 19 - гайки М8, 8 - стержень рычага привода, 9 - рычаг привода, 10 - обмотка статора, 11 - болт М10, 12 - шайба, 13 - ограничительное кольцо, 14 - бендикс, 15 - пружинная шайба, 16 - гайка Мб, 18 - стопорное кольцо, 20 - диск промежуточного подшипника, 21- втулка скольжения бендикса, 22 - пружина, 23 - подключающая втулка, 24 - винт полюсной надставки, 25 - угольная щетка, 26 - якорь, 27 - крышка коллектора, 28 - шайба, 29 - соединительный болт, 30 - нажимная пружина, 31 - щеткодержатель, 32 - втулка скольжения со стороны коллектора, 33 - комплект шайб, 34 - крышка, 35 - пружинная шайба, 36 - болт, М4
Если необходимо снять стартер Транспортер Т4, поступайте согласно следующим рекомендациям.
♦ С передней части втягивающего реле отверните болты крепления, отсоедините реле от рычага привода и выньте его.
♦ Снимите заднюю крышку.
♦ Выверните болты корпуса коллектора.
♦ С конца вала якоря удалите (отверткой) пружинное кольцо, снимите шайбы и корпус коллектора. При необходимости отсоедините его при помощи отвертки.
♦ Обе угольные щетки выньте из щеткодержателя, а затем выньте щеткодержатель.
♦ Снимите с якоря корпус стартера вместе с обмоткой статора.
♦ Выньте стержень, являющийся поворотной осью рычага привода (бендикса), выньте рычаг.
♦ Снимите с передней крышки прокладку, обратив внимание на положение, в котором она была установлена.
♦ Щетки припаяны к обмоткам стартера и для того, чтобы заменить эти щетки, их нельзя отпаивать, а надо заменять в комплекте вместе с обмоткой статора. Если возникла такая необходимость, выполните следующие операции:
♦ Отверните четыре винта, крепящие полюсные надставки статора (рис. 516).
Рис. 516 Демонтаж полюсной надставки
♦ Выньте из корпуса обмотку вместе с надставками, а затем отсоедините полюсные надставки.
♦ Во время снятия бендикса или якоря пользуйтесь рис. 517.
Рис. 517 Стопорное кольцо
♦ При помощи трубки соответствующего диаметра протолкните ограничительное кольцо вниз, так чтобы обеспечить доступ к пружинному кольцу (см. по стрелке).
♦ Выньте из канавки вала якоря пружинное кольцо.
♦ Удалите задиры с конца вала якоря.
♦ Закрепите якорь в тисках и снимите с вала якоря бендикс (рис. 518).
Рис. 518 Снятие бендикса и вала якоря
Коллектор должен быть гладким, без царапин. Если коллектор сильно изношен, его можно проточить на токарном станке, сохранив определенный минимальный диаметр.
Бендикс не должен разбираться. В случае повреждения его следует заменить в сборе.
Собирается стартер Транспортер Т4 в обратной последовательности. Минимальная толщина щеток составляет 13 мм, если их необходимо заменить, то старые щетки раздавите щипцами и отбейте концы плетеных проводов. Провод осадите на новой щетке и с глухой стороны разместите веером концы проводов.
♦ Придерживая провод снизу, припаяйте его к щетке с другой стороны.
Во время сборки придерживайтесь следующих рекомендаций.
♦ Наденьте на вал якоря бендикс, а затем ограничительное кольцо и осадите в канавку вала пружинное кольцо. Ограничительное кольцо на прессе установите на пружинное кольцо, прикладывая усилие пресса к концу вала якоря (см. рис. 519).
Рис. 519 Установка ограничительного кольца на пружинное кольцо
♦ При необходимости замените подшипниковую втулку в корпусе коллектора (ее можно легко удалить). Перед установкой новой втулки нагрейте корпус коллектора в течение 5 минут в горячем масле.
♦ Места, обозначенные буквами на рис. 520, покройте герметиком.
Рис. 520 Места, помеченные буквами, покройте во время сборки герметиком
Осевой зазор якоря должен составлять 0,1-0,3 мм.
Его можно отрегулировать шайбами на вале ротора между корпусом коллектора и стопорный подкладной имеющей форму буквы «С».
Рис. 521 Демонтаж указателя поворота
Рис. 522 Пружинный стопор указателя поворота
♦ Подталкивая отверткой выньте фонарь.
♦ Замените лампу.
♦ Вставьте фонарь в верхние и нижние направляющие и затолкните фонарь на место так, чтобы фиксатор слышимо защелкнулся.
♦ Закройте капот.
Рис. 523 Разъем передней противотуманной фары
♦ Разъедините провод заземления (2) в фонаре и разъем (3) в корпусе крышки.
♦ Отцепите пружинный проволочный стопор (4) держателя и удалите перегоревшую лампу.
♦ Новую лампу вставьте так, чтобы выемка на патроне совпадала с направляющей перемычкой (5) корпуса.
♦ Зафиксируйте лампу проволочным стопором.
♦ Соедините электрические разъемы.
♦ Установите на место заднюю крышку.
♦ Проверьте регулировку противотуманных фар Т4.
Задние
♦ Надавите отверткой удерживающий выступ заднего противотуманного фонаря (см. по стрелке рис. 524) и подденьте рассеиватель.
♦ Выньте корпус фонаря.
Рис. 524 Задняя противотуманная фара т4
♦ Поверните влево и выньте патрон перегоревшей лампы.
♦ Замените лампу.
♦ Рассеиватель сначала вставьте с левой стороны и затем сильно прижмите, пока он не зафиксируется выступом.
Рис. 525 Регулировочные винты - модели выпуска до 1996 г.
А - регулировка по высоте, В - регулировка по горизонтали
Снятие
♦ Снимите щиток расположенный под фарой.
♦ Отверните винты крепления (см. по стрелке рис. 526 или 527) и выдвиньте вперед фару вместе с фонарем указателя поворота.
Рис. 526 Винты крепления фары - модели выпуска до 1996 г
Рис 527 Винты крепления фары - модели выпуска с 1996 г
♦ Отсоедините разъемы фары и указателя поворота.
♦ При необходимости, после отжатия планки, выдвиньте указатель поворота вперед и отделите от фары.
♦ Установка производится в обратной последовательности, при необходимости отрегулируйте фары в специализированной мастерской.
Рис. 528 Регулировочные винты - модели выпуска с 1996 г.
А - регулировка по высоте, В - регулировка по горизонтали
У противотуманных фар возможна только регулировка по высоте, регулировка по горизонтали не предусмотрена. Для регулировки по высоте надо поворачивать зубчатое колесо пропустив отвертку через выемку фары. На автомобилях без спойлера зубчатое колесо можно поворачивать рукой, см. рис. 529.
Рис. 529 Колесо регулировки положения противотуманной фары
Снятие/установка сервопривода механизма регулировки угла наклона фары
Механизм сервопривода расположен в фаре (см. рис. 530). С помощью кнопки на щитке приборов фарам придается желаемое положение.
Рис. 530 Демонтаж сервомотора регулировки фары
Снятие
♦ Снимите фару.
♦ Выверните винт регулировки угла наклона фары по высоте (см. рис. 531).
Рис. 531 Винт крепления оси сервомотора
♦ Выверните ось электродвигателя.
♦ Поворотом сервопривода вправо для правой или влево для левой фары отсоедините его от корпуса фары (см. рис. 530).
♦ Снимите сервопривод.
Снятие/установка противотуманных фар
Снятие
♦ Снимите крышку с задней стороны фары.
♦ Отсоедините электрический разъем.
♦ Выверните винты с крестообразным шлицем (типа Philips) - модели выпуска до 1996 г или винты с шлицевыми отверстиями (типа Тогх) - модели выпуска с 1996 г (см. по стрелке рис. 532) и выньте противотуманную фару в сторону арки колеса.
Рис. 532 Винты крепления противотуманной фары - модели выпуска с 1996 г.
♦ Установка производится в обратной последовательности.
Снятие и установка заднего фонаря
Все модели автомобилей, кроме грузового с бортовой платформой
♦ Изнутри отсоедините разъем от панели ламп.
♦ Отверните три гайки крепления (см. по стрелке рис. 533).
Рис. 533 Гайки крепления заднего фонаря
♦ Сжав фиксирующие язычки (1) панели ламп и выньте фонарь наружу.
♦ Замените при необходимости резиновую прокладку между фонарем и кузовом.
Грузовой автомобиль с бортовой платформой
♦ Выверните четыре винта крепления рассеивателя фонаря.
♦ Отверните с внутренней стороны 2 шестигранные гайки и снимите фонарь.
♦ Установка производится в обратной последовательности.
Рис. 534 Стеклоочистители задней двери Т4 - одностворчатая задняя дверь
1 - щетка, 2 - рычаг, 3 - пружинная шайба, 4 - шарнирный рычаг с тягой, 5 - соединительная трубка для форсунки смывателя, 6 - шланг, 7 -электродвигатель, 8 - кронштейн электродвигателя, 9 -резиновое кольцо, 10 - втулка, 11 - болт Мб, 5Нм, 12 - болт Мб, 5Нм, 13 - уплотнитльное кольцо, 14, 15, 18, 20 - шайбы, 16 - стопорное кольцо, 17 - пластмассовая шайба, 19 – гайка М16,10 Нм, 21 - гайка М8, 16Нм, 22 - форсунка омывателя 23 - защитный колпачок
Рис. 535 Положение рычага стеклоочистителя лобового стекла
Стеклоочистители задней двери Т4
♦ Щетку стеклоочистителя установите на высоте самой нижней нити нагревательного элемента обогреваемого заднего стекла: размер (а, см. рис. 536) составляет 45 мм. При исполнении автомобиля с задними распашными дверями установите рычаг так, чтобы щетки в исходном состоянии занимали вертикальное положение. Устройство и размещение механизма стеклоочистителя см. рис. 534 и 538.
Рис. 536 Положение щетки стеклоочистителя стекла задней двери
Рис. 537 Стеклоочиститель Транспортер Т4 лобового стекла
1 - щетка, 2 - рычаг, 3 - защитный колпачок 4 - шестигранная гайка, 16 Нм, 5 - шайба, 6 - болт с шестигранной головкой, 5Нм,7 - резиновая вставка, 8 - распорная втулка, 9 - болт, 25 Нм, 10 - шарнирная тяга, 11 - самоконтрящаяся гайка, 13 - электродвигатель стеклоочистителей, 14 - шарнирный рычаг, 15 - пружинная шайба, 16 - корпус, 17 - уплотнительное кольцо, 18 - шайба, 19 - шайба, 30 - стопорное кольцо, 51 - пластмассовая шайба, 22 - распорное кольцо
Рис. 538 Стеклоочистители задней двери - двустворчатые двери:
1 - щетка, 2 - рычаг, 3 - форсунка омывателя, 4 - защитный колпачок, 5 - гайка М8, 16Нм, 6 - гайка М16, 10Нм, 7, 10, 11, 13, 20 - шайбы, 8 - пластмассовая шайба, 9 - стопорное кольцо, 12 -уплотнительное кольцо, 14 - кронштейн вала, 15 - пружинная шайба, 16 - шарнирный рычаг, 17 -соединительная трубка омывателя, 18 - шланг, 19 - втулка, 21 - электродвигатель, 22 - болт с шайбой, 23 - кронштейн электродвигателя, 24 - зубчатая шайба, 25 - кривошип 26 - болт Мб, 5Нм, 27 - гайка М8, самоконтрящаяся, 28 - шарнирная тяга