Рис. 422 Гайка (см. по стрелке) регулировки длины тяги стояночного тормоза (ручника) Т4
♦ Поднимите заднюю часть автомобиля и установите подставки.
♦ Полностью освободите рычаг стояночный тормоз.
♦ Снимите оба задних колеса.
♦ Снимите тормозные барабаны. Для того, чтобы снять тормозной барабан, необходимо отодвинуть от него тормозные колодки.
♦ Попросите помощника завернуть гайку, показанную стрелкой на рис. 422, после ослабления контргайки. При этом надо следить за распирающим рычагом у тормозного щита.
♦ Если этот рычаг отойдет от тормозной колодки на 2 мм (см. по стрелке рис. 423), то регулировку стояночного тормоза можно считать законченной.
Рис. 423 Распирающий рычаг должен после регулировки тяги отойти от тормозной колодки на 2 мм
♦ Установите на место тормозной барабан, затем колеса, освободите стояночный тормоз. Колеса должны вращаться свободно без сопротивления.
♦ Затяните стояночный тормоз и проверьте, не тормозятся ли колеса после освобождения ручника Т4. Если тормозные колодки были установлены в основное положение способом, описанным выше, начальный ход рычага стояночного тормоза и педали ножного тормоза будет больше обычного. Это исчезнет автоматически после нескольких торможений, так как механизмы саморегулировки установят тормозные колодки в рабочее положение.
Рис. 424. Устройство тормозного механизма плавающего типа фирмы Lucas
1 - болт, 280 Нм, 2 - скоба, 3 - тормозные колодки, 4 - резиновый колпачек, 5 - направляющий стержень, 6 - болт, 35 Нм, 7 - суппорт, 8 - болт типа Torx, 10 Нм, 9 - тормозной диск, 10, 13 - болты, 10 Нм, 11 - тормозной щит, 12 - тормозная трубка, 14 - кронштейн тормозного шланга, 15 - тормозной шланг
Для крепления корпуса суппорта тормоза использованы самоконтрящиеся болты с отдельными направляющими стержнями.
Для того чтобы измерить толщину тормозных колодок, снимите переднее колесо со стороны водителя. В соответствующем месте (см. рис. 425) измерьте при помощи штангенциркуля толщину колодок. Если тормозная колодка (накладка плюс металлическая пластина) имеет толщину менее 7 мм, то все колодки данной оси необходимо заменить.
Тормозные колодки заменяются следующим образом:
♦ Поднимите переднюю часть автомобиля и установите подставки.
♦ Болт (6) (см. рис. 424) отверните накидным ключом, придерживая направляющий стержень (5).
Рис. 425 Измерение толщины тормозных колодок Транспортер Т4
Рис. 426 Суппорт тормоза колес 14"
1 - корпус суппорта, 2 - самоконтрящийся болт, 35 Нм, 3 - направляющий стержень, 4 - резиновый чехол, 5 - комплект тормозных колодок, 6 - болт, 270 Нм, 7 - болт, 160 Нм, 8 - кожух суппорта, 9 - болт приводной полуоси, 200 Нм
Рис. 427 Ослабление нижнего болта крепления корпуса суппорта.
Шестигранник направляющего стержня придержите рожковым ключом
♦ Отклоните корпус суппорта вверх (рис. 428). Теперь обе тормозные колодки Фольксваген Т4 доступны и их можно вынуть.
Рис. 428 Демонтаж тормозных колодок из корпуса суппорта
♦ Клином из твердого дерева осторожно утопите поршень в цилиндр. Так как это вызовет подъем уровня тормозной жидкости в компенсационном бачке на главном тормозном цилиндре, часть жидкости можно заранее удалить.
Теперь открыт доступ к рамке и корпусу суппорта. Проверьте, нет ли следов утечек тормозной жидкости, указывающих на негерметичность корпуса суппорта. Если следы тормозной жидкости очевидны, то цилиндр суппорта необходимо отремонтировать или заменить.
Тормозные колодки Т4 устанавливаются следующим способом:
♦ Обе тормозные колодки установите в рамке суппорта фрикционной накладкой в сторону тормозного диска. Если тормозные колодки нельзя установить в корпус суппорта, то причиной этого может быть недостаточное утапливание поршня в отверстии цилиндра. Утопить поршень можно специальным приспособлением. Оно устанавливается в корпус суппорта тормоза (см. рис. 431). Вращением центрального болта приспособления поршень задвигается в цилиндр.
♦ Корпус суппорта осторожно опустите на опоры и вверните болт крепления. Это самоконтрящийся болт и после каждого отвинчивания его необходимо заменять.
♦ Придержите направляющий стержень как показано на рис. 427 и затяните болт крепления моментом 35 Нм.
♦ Все остальные работы выполните в обратной последовательности. При необходимости долейте тормозную жидкость в компенсационный бачок.
♦ Несколько раз нажмите педаль тормоза, чтобы тормозные колодки пришли в рабочее состояние. Помните, в период приработки колодок эффективность тормозов понижена.
♦ Затяните гайки колес моментом 110 Нм.
В колесах 15"
Устанавливается механизм с рамочной конструкцией фирмы Lucas (см. рис. 429)
Рис. 429 Рамочный механизм фирмы Lucas - модели с колесами на 15"
1 - болт, 280Нм, 2 - кронштейн, 3 - скоба, 4 - тормозной диск, 5 - болт типа “Torx", 10Нм, 6, 7- тормозные колодки Т4, 8 - направляющие штифты колодок, 9 - пружинная скобка, 10 - направляющие, 11 - кольца, 12 - резиновый колпачок, 13 - болт типа “Тоrх", 90Нм, 11 - тормозной щит, 12 - тормозная трубка, 14 - гайка, 70Нм, 15 - штуцер прокачки, 16 - тормозная трубка, 17 - скоба-держатель, 18 - болт, 10Нм, 19 - кронштейн тормозного шланга, 20 - тормозной шланг, 21 - корпус суппорта
В этом исполнении тормозные колодки надеты на направляющих и благодаря этому нет необходимости отсоединения тормозного суппорта для замены тормозных колодок. Толщина тормозных колодок проверяется также как и в суппорте колес 14". Рис. 9.4 справедлив и для этого исполнения. Тормозные колодки снимаются следующим образом:
♦ Ослабьте гайки обоих колес, поднимите
переднюю часть автомобиля и установите подставки, снимите оба колеса.
♦ С обеих сторон выньте стопорную пружину (9, рис. 429).
♦ Осадите стержень и выбвйте по очередр оба стопоопых штифта в направлении снаружи - внутрь.
♦ Выньте тормозные колодки (3). Если они прикипели, вставьте в отверстия от стопорных штифтов загнутую проволоку и рывком удалите тормозные колодки.
♦ Утопите поршень в цилиндр корпуса суппорта при помощи клина из твердого дерева, как описано для колес 14 . Если у Вас есть соответствующее приспособление, воспользуйтесь им. В этом случае также рекомендуется удалить немного тормозной жидкости из компенсационного бачка.
♦ Очистите гнезда под тормозные колодки в суппорте. Недопустимо использование растворителей, а также инструментов с острыми краями. Проверьте положение и состояние чехла поршня. Поврежденные, перекрученные или задубевшие чехлы необходимо заменить.
Тормозные колодки устанавливаются в обратной последовательности. Обе тормозные колодки Т4 поместите в гнезда суппорта отверстиями в «ушках» суппорта при помощи
тонкого стержня. Забейте (в направлении изнутри - наружу) стопорные штифты и наденьте стопорные пружины.
Все остальные работы выполняйте в обратной последовательности.
♦ Надавите на педаль тормоза, чтобы тормозные колодки пришли в рабочее положение.
Помните, в период приработки колодок эффективность тормозов понижена.
Гайки колес затяните моментом 110 Нм.
Рис. 430 Тормозной механизм с плавающей скобой фирмы ATE/Teves
1 - винт, 2 - тормозной диск, 3 - болт, 150 Нм + 90’, 4 - тормозные накладки, 5 - пружинная скоба, 6 - скоба суппорта, 7 - суппорт, 8 - направляющие , 25 Нм, 9 - резиновые колпачки, 10 - тормозная трубка, 11 - болт, 10 Нм, 12 - кронштейн, 13 - тормозной шланг, 14 - зубцовый диск датчика частоты вращения системы АБС, 15 - болт, 280Нм, 16 - корпус ступицы колеса, 17 - кронштейн датчика, 18 - датчик частоты вращения АБС, 19 - болт типа “Тоrx", 10 Нм, 20 - болт, 21 - тормозной шит, 22 - болт, 8 Нм
♦ Удалите пружину (5), удерживающую тормозные колодки.
♦ Выверните оба направляющих пальца.
♦ Снимите суппорт и подвесьте его проволокой на столбе подвески, чтобы тормозной шланг не был натянут.
♦ Выньте тормозные колодки из суппорта.
Рис. 431 Утапливание поршня в цилиндр корпуса суппорта
Рис. 432 Удаление стопорных штифтов тормозных колодок
А - выколотка
Установка
♦ Очистите корпус суппорта.
♦ Вставьте внутреннюю тормозную накладку с удерживающей пружиной в суппорт, предварительно утопив поршень.
♦ Осторожно вставьте наружную тормозную накладку в скобу.
♦ Суппорт вместе со скобой соедините и вверните направляющие (8), затяните их моментом 25 Нм.
♦ Установите на место оба резиновых колпачка.
Пружинную скобу тормоза ATE вставьте следующим образом:
♦ Один край скобы заведите под суппорт и вставьте выступ в отверстие корпуса (см. по стрелке А, рис. 433).
Рис. 433 Установка пружинной скобы
♦ Заведите под суппорт второй край скобы, заведите в отверстие второй выступ (см. по стрелке В).
♦ После установки тормозных колодок необходимо несколько раз сильно нажать тормозную педаль, чтобы колодки пришли в рабочее состояние.
Рис. 434 Устройство корпуса суппорта автомобиля с колесами 14"
1 - корпус цилиндра, 2 – уплотнительное кольцо, 3 - пыльник, 4 - поршень
♦ Корпус закрепите в тисках и снимите пыльник с цилиндра и поршня при помощи отвертки.
♦ Вставьте в корпус суппорта перед поршнем дощечку как это показано на рис. 435 и вытолкните сжатым воздухом поршень из цилиндра.
Рис. 435 Удаление поршня из корпуса суппорта
♦ Из канавки в цилиндре осторожно выньте уплотнительное кольцо, как показано на рис 435.
Рис. 436 Удаление из корпуса суппорта Т4 уплотнительного кольца
♦ Все части тщательно вымойте в чистой тормозной жидкости. Если состояние корпуса хорошее, можно использовать его в дальнейшем, установив во время сборки детали, содержащиеся в ремонтном комплекте (см. рис. 437, 438).
Рис. 437 Установка внутренней кромки пыльника
♦ Показанным на рис. 438 приспособлением медленно установите поршень в цилиндр.
Рис. 438 Установка поршня в корпус суппорта Т4
]]>Рис. 439 После удаления пробки (см. по стрелке) можно определить толщину фрикционных накладок тормозных колодок
♦ Поднимите заднюю часть автомобиля и установите подставки.
♦ Ослабьте саморегулятор тормозных колодок, так как в противном случае, барабан может зависнуть на колодках и его нельзя будет снять. Для этого вставьте отвертку в отверстие, показанное на рис. 440, и найдите за щитом тормоза (5) (см. рис. 441) зубчатое колесо регулятора (16).
Рис. 440 Зубчатое колесо регулятора можно повернуть при помощи отвертки
Рис. 441 Барабанный тормоз заднего колеса
1 - болт, 160 Нм, 2, 23 - винты типа “Тоrx", 3 - тормозной барабан, 4 - тарелки направляющей тормозной колодки, 5 - пружина направляющей, 6, 10 - нижние возвратные пружины, 7 - пружина кронштейна, 8 - кронштейн, 9 - верхняя возвратная пружина, 10 - тормозная колодка с фрикционной накладкой, 11 - рычаг привода ручного тормоза, 12 - планка — распорка, 13 - стяжная пружина кронштейна, 14 - направляющая колодки, 15 -тормозная трубка, 16 - болт, 20Нм, 17 - рабочий тормозной цилиндр, 18, 19 - болты, 7Нм, 20 - кронштейн троса ручного тормоза, 22 -трос ручного тормоза, 24 - щит тормоза, 25 - пружина регулятора давления, 26 - гайка, 20Нм, 27 - болт, 28 - стопорный кронштейн, 29 - втулка, 30 - рычаг подвески, 31 - болт, 10Нм, 32 - колесный датчик АБС
Поворачивая колесико в соответствующую сторону, отодвиньте тормозные колодки. Если во время поворота в одну сторону колодки блокируют тормозной барабан, значит для их отведения необходимо
повернуть колесико в противоположном направлении. С другой стороны автомобиля отодвиньте колодки тем же самым способом.
Во время выполнения дальнейших действий следует воспользоваться рис. 441 и произвести следующие операции:
С задней стороны щита тормоза надавите пальцем направляющую колодки, а спереди захватите щипцами тарелку направляющей. Надавите тарелку, поверните и отсоедините от направляющей. Выньте направляющую тарелку и пружину. На рис. 442 показан способ захвата тарелки направляющей щипцами. Необходимо снять направляющие обеих тормозных колодок.
Рис. 442 Поворот тарелки направляющей тормозных колодок
♦ Отсоедините с одной стороны пружину (1) (см. рис. 443), можно отсоединить также пружину кронштейна (2).
♦ При помощи отвертки поверните до упора зубчатое колесо регулятора так, чтобы тормозные колодки отодвинулись как можно дальше и отсоедините пружину (4) (см. рис. 443).
Рис. 443 Тормозной механизм заднего колеса
♦ Установите тормозные колодки соосно, перемещая их в одну и другую сторону.
♦ Измерьте штангенциркулем диаметр установленных колодок (размер «а» на рис. 444).
Рис. 444 Установка колодок - задние барабанные тормоза
♦ Если он больше 286 мм, отрегулируйте этот размер, вращая зубчатое колесико. Колодки рекомендуется установить так, чтобы их диаметр был на 1 мм меньше, чем внутренний диаметр тормозного барабана.
♦ Отрегулируйте стояночный тормоз, как описано в разделе 9.1. Все остальные работы выполняйте в обратной последовательности.
♦ Когда автомобиль будет опять поставлен на землю, несколько раз нажмите педаль тормоза, чтобы тормозные колодки пришли в рабочее положение.
♦ Захватите снизу тормозную колодку как это показано на рис. 445 и выньте ее из нижнего кронштейна. Отсоедините ослабленную теперь нижнюю стяжную пружину.
Рис. 445 Снятие тормозных колодок
♦ Наклоните тормозную колодку вниз и отсоедините от распирающего рычага трос стояночного тормоза. Трос зафиксирован на рычаге пружиной (см. рис. 446). Во время установки троса пружину необходимо также растянуть. Особое внимание следует уделить регулятору колодок. Его необходимо разобрать, очистить и смазать. Его левая часть имеет правую резьбу, а правая часть - левую. Вилки регулятора с одной стороны несимметричны. Во время сборки надо установить регулятор так, чтобы длинный конец вилок находился со стороны тормозного щита.
Рис. 446 Место крепления троса привода стояночного тормоза
Тормозные колодки устанавливаются в обратной последовательности. Посадочные поверхности тормозных колодок к тормозному щиту, нижние концы колодок, осажденные в кронштейне, а также шарнир распирающего рычага слегка смажьте графитовой смазкой. Сначала подсоедините трос стояночного тормоза (см. рис. 446), то есть отодвиньте щипцами пружину так далеко как это возможно, осадите наконечник троса в распирающем рычаге и отпустите пружину, чтобы она зафиксировала наконечник в рычаге. Проверьте, надежно ли заблокирован трос. Наденьте на тормозные колодки возвратные пружины.
♦ Осадите сначала одну колодку в кронштейне колодок. Потянув за другую колодку, растяните возвратные пружины и осадите вторую колодку (рис. 445). Установите на место все пружины, показанные на рис. 443. При этом можно воспользоваться щипцами или отверткой. Установите в обратной последовательности направляющие тормозных колодок. Надавите сзади направляющую пальцем, оденьте спереди пружину и тарелку направляющей, а затем надавите и поверните тарелку так, чтобы она заблокировалась на направляющей. После установки колодок необходимо отрегулировать основное положение саморегулятора. При этом рекомендуется поступать следующим образом:
♦ Полностью освободите стояночный тормоз.
♦ Под автомобилем ослабьте контргайку и отвинтите регулировочную гайку, чтобы ослабить тягу стояночного тормоза в месте, показанном стрелкой на рис. 422.
Рис. 447 Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель
1 - пробка компенсационного бачка, 2 - компенсационный бачок, 3 - резиновые втулки,
4 - гайка, 20 Нм, 5 - главный тормозной цилиндр, 6 - уплотнительное кольцо, 7 - болт, 25 Нм, 8 - вакуумный усилитель, 9 - толкатель с вилками, 10 - стержень со шплинтами, 11 - гайка, 12 - торцевая перегородка, 13 - рычаг педали тормоза
Рис. 448 Утапливание поршня в суппорт
♦ Вставьте две новые тормозные колодки.
♦ Установите суппорт и закрепите его на тормозном щите новыми болтами (23) моментом 35 Нм, одновременно придерживая направляющие пальцы.
♦ Подсоедините к корпусу суппорта трос ручного тормоза.
♦ Отрегулируйте привод ручного тормоза, как описано ниже.
Тормозной цилиндр Транспортер. Суппорт Транспортер - ремонт.
]]>