Chrysler Imperial: по высшему разряду
Роскошные американские автомобили представлены прежде всего моделями Cadillac и Lincoln, представляющими концерны General Motors и Ford Motor, соответственно. Однако долгое время у них был конкурент и от еще одного представителя "Большой тройки" – Chrysler Imperial.
Идея создания дорогой флагманской модели возникла в Уолтера Крайслера практически сразу же после появления первого Chrysler Six 1924 года. Он понимал, что Six не мог конкурировать с представительскими Cadillac, Lincoln и Packard, а потому сразу же взялся за создание автомобиля высшего класса.
Результатом этой работы стало появление в 1926 году Chrysler Imperial. Его предлагали с шестью различными кузовами и четырьмя вариантами колесной базы. Самым дорогим был семиместный лимузин с прозрачной крышей. Рядная 4,7-литровая "шестерка" мощностью 92 л. с. позволяла развивать 130 км/ч и поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени. Это было доказано в специальном автопробеге: Imperial за неделю преодолел более 10 500 км. За такие показатели модель удостоилась чести стать машиной безопасности на знаменитой гонке "500 миль Индианаполиса".
Автомобиль был дешевле своих соперников – стоил от 2500 долларов (40 тыс. по современному курсу). Поэтому за первый год удалось собрать свыше 9000 Imperial. В конструкцию постоянно вносились изменения. Так, мощность постепенно выросла до 110 л. с., появилась и новая 4-ступенчатая механическая трансмиссия.
Уолтер Крайслер решил продолжить развитие модели и в 1931 году представили полностью новый Imperial. По сравнению с предшественником он подрос в размерах, а его дизайн стал более солидным и пышным. Низкий автомобиль с длинным капотом и обилием хрома в отделке сразу привлек всеобщее внимание. Особенно ярко выглядели фаэтоны с эксклюзивными кузовами от ателье LeBaron, хотя покупатель при желании мог обратиться и к другим стилистам. Новый 6,3-литровый рядный 8-цилиндровый двигатель развивал 125 л. с., что давало возможность достигать 155 км/ч. Для своего времени автомобиль демонстрировал неплохую управляемость и был оснащен хорошими тормозами. Интересно, что для лимузина с перегородкой между водителем и пассажирами предлагали специальное переговорное устройство.
Однако, успеху столь технически "продвинутой" модели помешала Великая депрессия. Кризис уменьшил спрос на роскошные автомобили и в первый год произвели только 3200 машин.
Тем временем, в Chrysler шли работы над полностью новым "семейством" автомобилей Airflow, на вершине которого расположился новый Imperial. Показали автомобили в 1934 году. Их обтекаемые формы стали результатом активного продува в аэродинамической трубе. Поскольку несущий кузов полностью изготовили из стали, то его жесткость по тем временам была очень высокой. Мотор предлагали в версиях на 130 и 150 л. с., причем более мощный вариант легко развивал 160 км/ч и установил 72 различных рекорда скорости. Но Imperial Airflow оказался слишком передовым для своего времени, и публика не восприняла авангардный дизайн. За три года выпущено чуть более 5000 машин, а длиннобазых лимузинов собрали и вовсе 67.
В Chrysler провели работу над ошибками и к 1937 году подготовили новый Imperial. Он сохранил некоторые аэродинамические элементы Airflow, но в целом выглядел сдержаннее. Двигатель и ходовую позаимствовали у предшественника, а количество кузовных вариантов уменьшили. Автомобили снова обрели рамную конструкцию. Впрочем, были и эксклюзивные модели вроде элегантного лимузина от LeBaron для дочери Уолтера Крайслера. К 1940 году в линейке остались только седан и лимузин, выпускаемые в количестве несколько сотен единиц за год. Вместе с тем, именно на базе Imperial были построены два ярких концепта. Thunderbolt привлекал внимание жесткой складывающейся крышей, выдвижными фарами и отсутствием колесных арок. А невероятно низкий Chrysler Newport отличался
изящным дизайном. Выпустили по пять единиц каждой модели и всех их оснастили первой в мире полуавтоматической трансмиссией.
С 1942 по 1946 год производство всех легковых автомобилей в США было остановлено, а после его возобновления продолжили выпускать довоенные Imperial. Поскольку его популярность от этого пошла на спад, то в 1950 году подготовили полностью новое "семейство" моделей. В нем снова были и купе, и кабриолет, а стиль стал более современным – с обтекаемыми формами, хромированными бамперами, панорамным задним стеклом и без выступающих крыльев. Под капотом появился новый 5,4-литровый V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Для Imperial стали доступны автоматическая коробка переключения передач и кондиционер. Еще одним новшеством стали оригинальные тормоза, сочетавшие в себе одновременно барабаны и диски.
А с 1955 года Imperial стал отдельной маркой в концерне Chrysler. К этому событию приурочили и новую генерацию моделей. Во внешнем виде стало еще больше хрома, а мощность Hemi выросла сначала до 250, а затем – и до 280 л. с. Список опций пополнили усилитель руля, электроприводы стеклоподъемников и водительского сиденья, портативный проигрыватель виниловых пластинок. А селектор трансмиссии был заменен набором кнопок.
Модель 1957 года была спроектирована под руководством выдающегося стилиста Вирджила Экснера. Длинные и низкие автомобили поражали, прежде всего, своими огромными "килями" на задних крыльях и были похожи на фантастические звездолеты. А 6,4-литровый 350-сильный V8 Hemi позволял достигать 200 км/ч. Интересными нововведениями стали центральный замок, круиз-контроль и поворачивающиеся передние сиденья, облегчающие посадку и высадку. Стильные Imperial пришлись по душе зажиточным покупателям, что помогло установить рекорд продаж – 37 500 машин в 1957 году.
На рубеже 50-60-х годов дизайн Imperial корректировали практически каждый год. Появлялись новые версии: так, Imperial Crown Limousine стал самым длинным автомобилем в США – 5770 мм. Кстати, одним из таких лимузинов пользовалась первая леди США Жаклин Кеннеди. Дорабатывалась и конструкция автомобилей. Новый 6,8-литровый Hemi не был мощнее, зато работал тихо и плавно. А независи-мая подвеска обеспечила лучший комфорт езды.
Эпоха моделей Вирджила Экснера закончилась в 1964 году, когда модным стал граненый стиль. Все модели концерна Chrysler (в том числе, и Imperial) стали выглядеть скромнее, а на смену "килям" пришли углы. Особенным шиком считалась покрытая кожзаменителем крыша. А вот платформа и двигатели осталась прежними. Тем не менее, свыше 23 тыс. проданных машин подтвердили правоту новых дизайнеров.
Imperial 1967 года не слишком изменился внешне, но зато получил новое шасси, несущий кузов и огромный 7,2-литровый 375-сильный V8. Самые дорогие версии можно было оснастить даже телефоном и телевизором. Гораздо ярче выглядела обновленная модель 1969 года. Ее длина достигла 6 м, а строгий дизайн подчеркивали очень длинный капот и выдвижные фары, спрятанные за хромированную решетку радиатора. В 1971 году автомобиль одним из первых в мире был оснащен антиблокировочной системой тормозов ABS.
Развитие огромных Imperial прервал топливный кризис 1973 года. Седан весом 2,4 тонны отличался немалым "аппетитом", что ощутимо било по карману даже состоятельных владельцев. Постепенно в угоду экономии топлива и снижению вредных выбросов мощность была снижена до 215 л. с., а в 1975 году модель и вовсе была снята с производства.
Однако на этом в истории Imperial рано ставить точку. В 1981 году его возродили в виде роскошного 5,4-метрового купе. Оно получило цифровую приборную панель, а центральный замок, электропривод сидений, кондиционер, люк и круиз-контроль были в базовой комплектации. Инжекторная 5,2-литровая "восьмерка" не была слишком мощной (140 л. с.), зато отличалась экономичностью. Но за четыре года удалось собрать всего 12 тыс. машин и затем производство Imperial прекратили. Одно из купе приобрел культовый американский певец Фрэнк Синатра.
Еще одна попытка вернуть знаменитую модель была предпринята в 1990 году. Новый седан Chrysler Imperial был более дорогой модификацией модели Fifth Avenue. Угловатый автомобиль обрел знакомые выдвижные фары и крышу, покрытую кожзаменителем. Покупатель мог выбрать пневмоподвеску, подушки безопасности, CD-чейнджер и даже мобильный телефон. Под капотом был установлен 3,8-литровый 150-сильный V6, впервые был использован передний привод. Imperial выпускали до 1993 года, пока на смену ему не пришла модель LHS.
Хотя Chrysler Imperial не производят уже два десятилетия, руководство концерна не исключает возможности очередного возрождения модели. Подтверждение тому – концептуальный Imperial 2006 года.
Хоть и не новый, но верный и надежный друг в любой ситуации - автомобиль Mazda 626 - отличное решение для поездок за город или на дачу.